Собрать ребенка в школу, помочь ему с уроками, проконтролировать, почистил ли он зубы… Станьте «ленивой» мамой, советует Анна Быкова в бестселлере «Самостоятельный ребенок». Дайте детям больше свободы – вы удивитесь, на что они способны! А эффективнее использовать время вам поможет книга-тренинг Светы Гончаровой «Тайм-менеджмент для мам». Перестаньте разрываться между чадом, мужем, работой и домашними обязанностями, соблюдая лишь семь заповедей организованной мамы! Также читайте мировой бестселлер американских психологов Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали». Научитесь понимать своих малышей и правильно доносить до них собственные мысли и чувства. Забудьте о конфликте отцов и детей навсегда! 




Цитата для Вас!

«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»

(Дональд Д. Куинн, перевод с английского).

 



Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.

 

Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых.

 

Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.

 

Книга всегда лучше фильма, потому что в воображении нет ограничений на спецэффекты.

 

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.

 

Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.

 

Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их.   Рэй Брэдбери

 

Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете.  Джим Рон

 

Цените себя и свое время: учитесь говорить “нет”, закрывать скучную книгу, уходить с плохого кино, увольняться с плохой работы и расставаться с людьми, к которым больше, увы, ничего не чувствуешь…

 

Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.

 

 

Существует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90 дней и думать, что ничего не случилось. (Джим Рон)



Книгоглотатель 

Я очень начитан. Читаю, читаю…
Мне все говорят, что я книги глотаю.
Когда-то глотал я коньков с горбунками,
Сейчас – Гарри Поттера вместе с очками.

Шпионов в шпинате, вампиров в томате,
Принцессу в сиропе и в сахарной вате,
И Трёх мушкетёров с оружием вместе,
И острых драконов в мифическом тесте.

Потом Робин Гуда попробовал с луком.
Вот только никак не грызётся наука!
То сахара мне не хватает, то соли.
Вареньем намазать учебники, что ли?

 

                                                                                              К. Стрельник


Никто не хотел читать

(Сказка с намеком)

Ю.Макарцев

До Бога дошли слухи, будто люди перестали читать, и он вызвал к себе архангела:

- Это правда?

- Не знаю, - честно признался архангел. - Если люди действительно отказались от такого дарованного им блага, как чтение, то это большая ошибка. На чем же тогда будет держаться духовность?

Решили послать на землю младшего ангела.

Тот принял облик почтальона и начал обходить городские квартиры, предлагая их хозяевам беллетристику, причем бесплатно. Однако никто не хотел брать книги - даже за так. Люди объясняли отсутствие интереса к чтению усталостью от работы, загруженностью домашними делами, общей замотанностью...

Или состоянием здоровья.

В одной семье, куда почтальон заглянул вечером, его пригласили в парадную комнату и даже угостили чаем; за разговором удалось разглядеть интерьеры: все в доме есть - мебель, телевизор, компьютер, видеотехника, но ни одной книжной полки. Как выяснилось, муж с женой, люди далеко не пожилые, в часы отдыха обычно смотрят "мыльные оперы", а юная дочь в своей комнате водит мышкой.

Общается с подругами в Сети или раскладывает карточный пасьянс.

Та же картина отчуждения человека от книги повторилась в метро - "сидячие" пассажиры уткнулись взглядом в экраны электронных планшетов, "стоячие" - давят на кнопки сотового телефона. Правда, изредка попадались и нетипичные "передвижники". То были дамы, полагавшие, что по-прежнему модно позиционировать себя в общественном месте с раскрытым детективным романом карманного формата в руках: ах, какая интеллигентная женщина!.. Барышни, листающие бульварные журналы с фотографиями, да фанаты футбола. Последние по пути на работу ищут в спортивных газетах отчеты о состоявшихся накануне матчах и трансферные новости - кто какого игрока на спорт-базаре и за сколько купил.

Нормальная книга в подземке не едет.

Что такое?

Может быть, у века слишком высокие нагрузки, и у людей действительно не остается сил на духовное сопровождение отпущенных им дней?

Однако, оказавшись на курортном юге, ангел и там практически не увидел книжных обложек: люди плескались в море, загорали, подставив животы солнцу, расставляли буквы и цифры в кроссвордах, пили пиво, беззаботно болтали друг с другом...

Ангел погрузился в раздумья: что докладывать Богу?

Как ему объяснить, почему некогда "бурно читающая" нация так интеллектуально упростилась? И вспомнил совет архангела: картину может прояснить опрос населения.

Да, действительно, в компьютерный век приоритеты поменялись, - не без гордости заявил бизнесмен, принявший ангела за иностранного туриста из слаборазвитой страны. - Возможно, я вас удивлю, но читать сегодня приходится даже больше, чем в молодости - биржевые сводки, прогнозные исследования, отчеты в налоговую службу... все просто трудно перечислить. Художественную книжку в моем случае вытеснила и стала настольной чековая книжка, и с ней, замечу, порой происходят такие коллизии - ни в одном остросюжетном романе не встретишь.

Кандидат педнаук рассуждал со своей колокольни:

- Классическая литература содержит опыт проб и ошибок прежних поколений, но сегодня время поменялось и молодежь предпочитает учиться на ошибках, характерных для своего бурного века. Исходя из этого, школа придает значение не количеству прочитанных классиков, а быстрому запоминанию самой нужной информации. Объемную книгу школьникам заменяет ее аннотация в Интернете. Когда голова не забита лишними подробностями, легче шагать по жизни.

Психолог был другого мнения.

- Все дело в семейном воспитании. Вы, не сомневаюсь, помните известную пословицу про дерево и его плод. Упавшее яблоко теперь относит от яблони в сторону на значительное расстояние...

Оставался последний день, когда наступал срок возвращения на небо. И вдруг, пролетая над пересеченной местностью, ангел приметил в разрытом котловане группу молодых людей: ползают на четвереньках, что-то разглядывают, спорят. Оказалось, студенты-археологиоткопали в культурном слое берестяную грамоту и подбирают ключ к содержанию начертанного на бересте послания.

- А, собственно, в чем ценность вашей находки? - спросил ангел.

Он нацепил на нос очки, а к пиджаку прикрепил значок Парижского университета в Сорбонне.

- Ну как же, - вскочил на ноги и поприветствовал кивком головы зарубежного ученого один из студентов. - Этой новой историей мы пополним нашу "берестяную библиотеку". Крестьянский сын объясняется в любви купеческой дочке. На фрагменте дерева - целый любовный роман. Бестселлер!..

"Неужели все сначала? - подумал ангел.- Библиотеки берестяные, потом домашние, публичные, ведомственные, интернетовские..."

Добираясь до стартовой площадки, откуда открывался прямой путь к Всевышнему, божий посланник миновал несколько небольших населенных пунктов, и вот в окне одного дома он заметил малыша, который водил пальчиком по буквам на книжной странице и что-то произносил вслух. Ангел притормозил и оказался рядом с ребенком.

 

Прислушался.

- У лу-ко-мор-ри... я дуб...бб зе-ле-ный, зла-таа-я цепь на...а ду-бе том...

- Ты что делаешь? - спросил ангел.

- Разве не видишь, читаю, - ответил мальчик.

- Зачем?

- Хочу стать человеком.

- Разве сейчас ты не человек?

- Пока маленький, а хочу стать большим.

- Станешь - по закону природы.

- Но могу стать пустым человеком.

- Родители тебе так сказали?

- Почему родители? Это, дяденька, все знают.

Когда ангел пересказал Богу диалог с ребенком, тот улыбнулся:

- Если так глаголят уста младенца, не все потеряно. Люди еще вернутся к книге.

- А кто их вернет? - спросил архангел, присутствовавший при докладе ангела.

- На землю придет новый Мессия.

- Как же люди его узнают?

 

- По книге в руках, - пояснил Бог.






Десять правил чтения Даниэля Пеннака

Пнд, 16/03/2015 - 17:46 (44 недели 18 часов назад)

Французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения, которые помогут сохранить и поддержать у ребенка интерес к книгам.

— Право не читать. Никто не любит делать то, что заставляют. Хотите, чтобы ваш ребенок на всю жизнь возненавидел чтение — заставляйте его читать, угрожайте, применяйте наказания.
— Право перескакивать. Вы никогда не пропускаете описаний природы в длинных романах? Никогда не хотели узнать, чем закончится книга о приключениях? Не заглядывали на сто страниц вперед, чтобы узнать, выживет ли любимый герой? Позвольте все это и своему ребенку.
— Право не дочитывать. То же самое. Не все книги и фильмы стоит смотреть и читать до конца, некоторые оказываются откровенно плохими. Оставьте ему право бросить не понравившуюся книгу.

— Право перечитывать. Не нужно говорить ему: "Зачем ты пятый раз читаешь одно и то же, лучше бы узнал что-то новое". Лучше порадуйтесь, что ребенку полюбились герои и сюжет книги. Можно посоветовать ему книгу того же жанра, или другую книгу этого автора. Но не запрещайте ему перечитывать любимые истории.
— Право читать что попало. В жизни школьника много правил и запретов. Если вы хотите, чтобы книга была для ребенка удовольствием и развлечением (а это единственный способ полюбить читать в детстве), позвольте ему читать без всякой системы.
— Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью). Подростки часто делят мир на черное и белое, любят пафос, склонные к максимализму — это необходимый этап развития. Не высмеивайте его за это.
— Право читать где попало. Если ребенок хватается за книгу в транспорте, за едой или в туалете — значит, он по-настоящему полюбил читать. Конечно, это не всегда полезно для пищеварения и глаз, зато выдает настоящего страстного читателя.
— Право читать вслух. Это не только увлекательно, но и полезно: развивает хорошую дикцию и слуховую память. А возможно, сын или дочь захотели поделиться с вами смешным или интересным отрывком из книги. Не обрывайте их.
— Право "втыкаться". Выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку. Может быть, увиденный отрывок так заинтересует ваше чадо, что позже книга будет прочитана от корки до корки.
— Право молчать о прочитанном. Возможно, ребенок не захочет обсуждать с вами прочитанную книгу, и это нормально. Не нужно вытягивать из него то, что он считает сокровенным или не готов обсуждать. Это вовсе не значит, что книга не вызвала у него никаких мыслей.

Источник: http://detki.co.il


Даниэль Пеннак и семейное чтение

Даниэль Пеннак и семейное чтение
ЕКАТЕРИНА БОЖЕ
В мире книг

    

"Если молодежь не любит читать, не надо винить телевизор, наше время, школу. А лучше задать себе вот какой вопрос:  что мы-то, родители,  сделали с идеальным читателем, каким был наш ребенок в те времена, когда для него мы являлись сразу и сказителем, и книгой?"

Даниэль Пеннак. «Как роман»

 

Хочется верить, что в жизни каждого ребенка было время, когда родитель  для него являлся  и сказителем, и книгой. Было предвкушение вечернего чтения перед сном любимых сказок. Ведь сначала ребенок – читатель-слушатель, а книга, как источник увлекательных историй, не существует для него отдельно от читающего. Ребенок воспринимает не только слова, произнесенные родителем, но и его интонацию, мимику. Книга и родитель неразделимы, именно родитель открывает дверь в волшебный мир фантазии и сказки, путешествий и приключений, добрых и злых героев.

Но это не может длиться вечно. Однажды наступает время, когда ребенок сам берет в руки книгу. И в этот период многие родители вздыхают с облегчением и отодвигают читающего ребенка куда-то на третий план. И делают большую ошибку, потому что не каждый ребенок может самостоятельно поддерживать свой уровень мотивации, интерес  к чтению. Внимание и влияние родителей в это время не менее важны, чем на предыдущем этапе.

Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок продолжал читать с радостью, запоем, в любую свободную минуту? Быть может – начать читать вместе с ним? Читать – по очереди,  друг за другом, вдохновляясь и вдохновляя, и конечно, творчески обсуждая прочитанное: вместе негодуя, смеясь, даже плача – вместе,  лучше всего, всей семьей. Этот простой рецепт может дать поразительные результаты. Прежде всего – близость и взаимопонимание.

Конечно, книги для семейного чтения лучше выбирать такие, чтобы они были интересны и взрослым. Такие книги были всегда, но современная литература не устает пополнять их перечень.

 

Имя Даниэля Пеннака нечасто встретишь в списках внеклассного чтения школьников. А ведь повести (сказки, притчи) этого французского писателя давно завоевали сердца детей во всем мире. Для первых опытов семейного чтения с младшими школьниками прекрасно подойдут «Глаз волка» и «Собака Пес», а серию приключений подростка Камо можно прочитать и обсудить с детьми постарше.

Что же такого особенного в книгах Пеннака? «Глаз волка» и «Собака Пес» — книги о животных, но разве мало замечательных произведений  о животных? Вот только  повести (или все же притчи?) Пеннака не совсем об этом. Создавая ярчайшие, живые образы волков и собак, Пеннак не стремится воспроизвести их реальное поведение и повадки. Его волки и собаки разумны, они мыслят, чувствуют, страдают. Они общаются с человеком на равных, проявляя его лучшие и худшие черты.

Именно через взаимоотношения с животными ребенок начинает задумываться о таких вещах, как дружба, предательство, любовь, верность. Автор не допускает шаблонов в сюжете. Собака воспитывает избалованную девчонку и преподносит ее родителям урок верности и отваги. Одинокий волк меняет свое нелестное мнение о человечестве благодаря мальчику, который сумел понять и полюбить его. Животные в мире Пеннака олицетворяют лучшие качества человека, к сожалению, во многом утраченные им. И человек, ребенок прикасается к миру животных как к миру идеальному, к миру, каким он должен быть. Прочитав эти повести, ребенок увидит сказку, родитель – притчу. О любви и настоящей дружбе, о верности и понимании. А общего, объединяющего настроения и тем для обсуждения хватит на много дней. 

Почему волк смотрел на мир людей одним глазом? Почему мальчик, общаясь с ним, тоже закрыл один глаз? Что придумала собака Пес для воспитания своей хозяйки? Как правильно воспитывать детей? А не поздно ли перевоспитать взрослых? Семья, в которой родители и ребенок вместе обсудят эти вопросы, и поспорят, и придут к взаимопониманию, и восхитятся отвагой волка и мудростью мальчика, и посочувствуют нелегкой жизни Пса, и обрадуются, что у него все получилось, — такая семья наверняка будет отличаться от многих других семей, где дети и взрослые не только не читают, но и вспоминают друг о друге лишь «по случаю».

 

«Утраченная близость… Вот так лежишь, и не можешь уснуть, и думаешь, вспоминаешь — ведь этот вечерний ритуал чтения, когда он был маленьким, был сродни молитве. Каждый вечер в один и тот же час после дневной кутерьмы наступало затишье, непременная встреча, вопреки любым обстоятельствам, миг сосредоточенного молчания перед первым словом рассказа, и вот – полилась литургия эпизодов… Да, вечернее чтение выполняло самое прекрасное предназначение молитвы — самое бескорыстное, наименее отвлеченное, чисто человеческое: оно освобождало от обид. Мы не каялись в грехах, не пытались обеспечить себе толику вечности, мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит: близость. Сами того не подозревая, мы открывали для себя едва ли не главное назначение сказки, и даже шире — назначение искусства: устанавливать перемирие в битве жизни… Любовь выходила из этого обряда обновленной». — Даниэль Пеннак.

 


Почему наше будущее зависит от чтения

Если у вас есть друзья, которые спрашивают, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст лекции Нила Геймана.

 Людям важно объяснять, на чьей они стороне. Своего рода декларация интересов. Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении. О том, что чтение художественной литературы, чтение для удовольствия являются одной из самых важных вещей в жизни человека.

И я, очевидно, очень пристрастен, ведь я писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно, я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать.
Так что я
 пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель.

Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем — это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост: сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10-ти- и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия.

В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна.
Я
 думаю, что самые простые из этих связей происходят из очевидного.

Грамотные люди читают художественную литературу.

У художественной литературы есть два назначения:

·         Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду и ты должен узнать, чем это все кончится...в этом есть настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.

Простейший способ гарантированно вырастить грамотных детей — это научить их читать и показать, что чтение — это приятное развлечение. Самое простое — найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их.

Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая, затасканная идея не избита и не затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи.

·         И вторая вещь, которую делает художественная литература,  она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза — это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаете, что внешний мир — это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.

Эмпатия — это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюбленные одиночки.

Вы также находите в книжках кое-что жизненно важное для существования в этом мире. И вот оно: миру необязательно быть именно таким. Все может измениться.

В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: «Почему?» Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?
Все просто, сказал он
 мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google, и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками.

Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведал волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство — это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.

Другой способ разрушить детскую любовь к чтению — это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была великолепная районная библиотека.

Библиотеки — это свобода. Свобода читать, свобода общаться.

Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации.

Я думаю, что тут все дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. На протяжении всей истории человечества мы жили во времена нехватки информации.

В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксабайт информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно.

·         Библиотеки — это места, куда люди приходят за информацией. Книги — это только верхушка информационного айсберга, они лежат там, и библиотекари могут свободно и легально обеспечивать вас книгами. Больше детей берут книги из библиотек, чем когда-либо раньше, и это разные книги: бумажные, электронные, аудиокниги. Но библиотеки — это еще, например, места, где люди, у которых нет компьютера или доступа к интернету, могут выйти в сеть. Это ужасно важно во времена, когда мы ищем работу, рассылаем резюме, оформляем пенсию в интернете. Библиотекари могут помочь этим людям ориентироваться в мире.

·         Библиотеки — это ворота в будущее. Так что очень жаль, что по всему свету мы видим, как местные власти рассматривают закрытие библиотек как легкий способ сохранить деньги, не понимая, что они обкрадывают будущее, чтобы заплатить за сегодня. Они закрывают ворота, которые должны быть открыты.

·         Книги — это способ общаться с мертвыми. Это способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество создало себя, развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не постоянно запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран, сказки, которые надолго пережили культуры и стены, в которых они были впервые рассказаны.

Необходимо поддерживать библиотеки. Использовать библиотеки, поощрять других пользоваться ими, протестовать против их закрытия.

Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость.

Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему.

·         Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.

·         Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и как их применять, общаться понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значениям и произношению меняться со временем.

Писатели — особенно детские писатели — имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы сочиняем истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина — это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, кто мы такие. В конце концов, литература — это правдивая ложь, помимо всего прочего. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу.

Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой, — это история, от которой они не могут оторваться.

·         Мы должны говорить нашим читателям правду, вооружать их, давать защиту и передавать ту мудрость, которую мы успели почерпнуть из нашего недолгого пребывания в этом зеленом мире. Мы не должны проповедовать, читать лекции, запихивать готовые истины в глотки наших читателей, как птицы, которые кормят своих птенцов предварительно разжеванными червяками. И мы не должны никогда, ни за что на свете, ни при каких обстоятельствах писать для детей то, что бы нам не хотелось прочитать самим.

·         Все мы — взрослые и дети, писатели и читатели — должны мечтать. Мы должны выдумывать. Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а личность меньше чем ничто, атом в стене, зернышко на рисовом поле. Но правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.

Оглянитесь. Я серьезно. Остановитесь на мгновение и посмотрите на помещение, в котором вы находитесь. Я хочу показать что-то настолько очевидное, что его все уже забыли. Вот оно: все, что вы видите, включая стены, было в какой-то момент придумано. Кто-то решил, что гораздо легче будет сидеть на стуле, чем на земле, и придумал стул. Кому-то пришлось придумать способ, чтобы я мог говорить со всеми вами в Лондоне прямо сейчас, без риска промокнуть. Эта комната и все вещи в ней, все вещи в здании, в этом городе существуют потому, что снова и снова люди что-то придумывают.

·         Мы должны делать вещи прекрасными. Не делать мир безобразнее, чем он был до нас, не опустошать океаны, не передавать наши проблемы следующим поколениям. Мы должны убирать за собой и не оставлять наших детей в мире, который мы так глупо испортили, обворовали и изуродовали.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения. Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.

 Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/pochemu-nashe-buduschee-zavisit-ot-chteniya-579605/ © AdMe.ru

 


Читателя воспитывают родители

[ ]

 

                           

Владимир Казанцев, кандидат психологических наук 

Остров педагогических сокровищ 

Зачем родителям стоит читать детские книги 

      Современные родители мало читают? Это смотря что. Книги по детской психологии, например, штудируют тоннами.
      – А вы почему так нетвердо ведете себя с ребенком? Ситуация же известная, есть правила, что можно, что нельзя. Я вот без запинки знаю, что делать, если…
     Это говорит молодая мама, оказавшаяся рядом, когда моя дочь в очередной раз повела себя нестандартно.
     Счастливая! Она знает все инструкции: «как заставить себя слушать», «как побороть детские страхи», «как унять шумного ребенка», «как подавить детскую агрессию». Пять рецептов хорошего сна, двенадцать способов накормить, четыреста способов занять шалуна. Видимо, вся ее жизнь с ребенком приведена в порядок.
     Чуть что – повернуть рычаг, проверить сцепление, протереть контакты. За что-то подергать, и барахлить перестанет. Не перестало – откроем еще одно практическое руководство.
     Для таких «практических руководств» есть сленговое слово «мануал». «Мануалы» описывают многочисленные проблемы, которые теоретически могут произойти с ребенком, родителю остается только сверять поведение чада с книжкой: ага, кризис такой-то; понятно, пора начинать уважать его чувства. Как? А вот тут написаны слова, которые надо говорить!
     Нельзя сказать, что такие книги вредны, но называть их книгами по детской психологии язык не поворачивается.
     Настоящим кладезем жизненных ситуаций и источником познания детской души является конечно же детская художественная литература. Ситуации прозрачные, модели чистые – что еще? Хотим сформировать у ребенка позитивное отношение к миру – открываем «Поллианну» Элинор Портер. Состраданию хотим научить – читаем «Хижину дяди Тома». Мечтаем обуздать ярость – берем «Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен. Да мало ли детских книг, в которых множество поведенческих рецептов на любой вкус. Отдельная история со сказками: здесь на каждом шагу «совет психолога». И все это наглядно, живо, без металлического привкуса «инструкции». Но главное, детская литература в отличие от «мануалов» никогда не хитрит, дескать, «это просто парадигма, а дальше сами разбирайтесь». Она отвечает честно.
     И страх побороть, и настроение поднять – не пять и не двенадцать, а бесчисленное множество способов можно освоить, читая детские книги, будучи уже родителем.
     И даже не обязательно читать их вместе с детьми. Читать для себя, чтобы вкус детства воскресить, чтобы «поймать волну» и механического отношения к ребенку избежать. Детям можно что-то из них рассказать, пока эмоции не остыли. Наши эмоции, теплые краски души, укрепляют детей, как ничто другое.
     …На днях в метро мужчина лет 35 читал стоя и нечаянно выронил книгу, я поднял, но успел отметить: Стивенсон, «Остров сокровищ». Мужчина слегка покраснел: «Знаете, у меня сын 12 лет, хочу его увлечь».
     Очень он меня обнадежил.
 
Источник: Первое сентября. - 2012. - № 6. - С.17.

Обзор  литературы –

Страна  Фэнтези.

 

Какую  литературу  читает  сегодня  подросток: анкета  «Я и  книга», проведенная  в 2014 году  в  нашей  библиотеке,  показала,  что  три  четверти  участников  представили  книги  в  жанре  Фэнтези…

Во  второй  половине  90-х годов  ХХ века  подростки  в возрасте  от13  до  18 лет   ещё  иногда   читали  произведения  романтического  жанра  (даже  любовно – авантюрные  романы)  и  почти  перестали  брать  классику  Научной  фантастики -  Жюль  Верна,  Герберта  Уэллса, В. Обручева,  даже  А. Беляева…  Правда  тогда  и  сегодня  популярны    произведения  зарубежных  фантастов,  так  называемые  «космические  Одиссеи»  и  «готические»  ужастики   и  конечно   жанр  Фэнтези.

     Фэнтези – своеобразный   синтез  сказки,  легенды,  авантюрно – приключенческого   романа  и  иногда  детектива.  Одним  из  первых  представителей   этого  жанра  в  российских  библиотеках  можно  считать   «Янки  при  дворе  короля Артура»  созданный  ещё  Марком  Твеном  и  «Хоббита» Толкиена.  В  конце  ХХ века  появились  «Горец» Макнамара,   «Конан – Варвар» Говарда, « Хроники  Нарнии»,   первыми   отечественными  авторами  этого  жанра  безусловно  следует  считать  братьев  Стругацких , Владислава  Крапивина   и    Сергея Лукьяненко.  Тогда же  появились  самые  популярные  сегодня   авторы  Мария Семёнова,  Василий  Головачёв,  Сергей Алексеев  и  Александр  Прозоров,   у  каждого  из  них  своя  особенная  тема.

   Мария  Семёнова – это,  в  некотором  роде  создатель  «Слованско – скандинавского  эпоса»  художественной  истории  Северного  моря  и  его  побережья…  Продолжателем  этой  темы  является  Елизавета  Дворецкая

   В  произведениях  В. Головачёва  и С. Алексеева  главные  герои, обладающие  древними  знаниями,  славянскими  боевыми  искусствами,  экстрасенсорными  способностями,  защищают  русскую  культуру,  историю,  православную  веру и  саму  Россию  от  сил  «Глобального  Зла».

      Александр  Прозоров – один из родоначальников  жанра  «Альтернативной  истории». Ещё  Стругацкие  отправляли  своих  героев   в  прошлые  времена, но  в  их  произведениях  герои  не  имели  права  вмешиваться  в  ход  событий…  Прозоров  отправляет  современных  людей,  хорошо  знающих  историю  России (членов  Клубов  исторических  реконструкций)  в  Россию  XVI века, давая  им  возможность  применить  свои  знания (не только  исторические,  но  и  технические).  Книги  А. Прозорова  (цикл  романов «Князь») отличаются  удивительной  точностью  исторических  деталей быта  (одежды, оружия и   даже  питания)  России XVI века  …  Цикл  романов  А. Прозорова  «Боярская  сотня»  продолжили  более  десятка  авторов…

       В  жанре  фэнтези  тема  перемещений   в  прошлое  самый  беспроигрышный   сюжет  им  активно  пользуются  и  зарубежные  авторы например  Франциска Вульф – трилогия  «Тайна дочери пророка»,  «Заговор  во  Флоренции», «Стражники  Иерусалима». Но  книги Ф. Вульф    фэнтези  романтическое – у  попавший  в  прошлое  героини  возникает  любовная  связь  с  реальными  историческими  личностями….

В  начале   ХХI  века   Дж. К. Роулинг  в некотором  роде  создала  новый  раздел  жанра фэнтези – историю  жизни,  обучения и  взросления  юных  волшебников. Глобальная  популярность  приключений  «Гарри  Поттера»   вызвала  ответную  массу  произведений,  как  пародий  на эту  эпопею («Таня Гроттер», «Мифодий  Буслаев»),  так  и  подражаний   ей.

       Пародийное  или Юмористическое  фэнтези  жанр  не менее  популярный…

Некоторый  объём  иронии и  даже  пародии  встречается  уже  в  произведениях  Сергея  Лукьяненко (« Остров Русь», «Недотёпа», «Сегодня, мама!»),  но  лучшими  в  жанре  Юмористического  фэнтези (пародии  на  фольклор  и  эпос  разных  народов)  надо  признать  Андрея  Белянина  («Багдадский  вор», «Посрамитель шайтана»,  цикл «Тайный  сыск  царя  Гороха» и  др.) и  А. Лютого («Рабин Гуд»,  «Рабин Гуд – семь бед один  ответ»,  «Двенадцать подвигов  Рабина  Гуда»  и  другие)

Эти  произведения  наполнены  хорошим  искренним   юмором,  но  чтобы  оценить    его  глубину    надо   иметь  определённый  объём  прочитанных  произведений   мировой  литературы  (можно  даже    произведения  адаптированные   для  младшего  школьного  возраста)

    Сегодня  безусловным  лидером  у  подростков  являются   книги серии «Сумерки» писательницы Стефани Майер, «Сумерки» - это абсолютно новый взгляд на вампирский жанр, так как в большинстве стереотипов и фактов, вампиры представляются кровожадными и злобными. Но несмотря ни на что, серия книг и снятый фильм полюбился аудитории совершено разных возрастов.

     В произведениях  фэнтези  ХХI века   часто  обнаруживается  новый  подход  к  отношениям  людей  и  мистических  существ («Нечистой  силы»)…

В  книгах  Елены  Ткач («Непутёвая  семейка», «Перстень  старой  Колдуньи»)  или Ярославы  Колины «Сокровища  атамана  или  заговоренный  клад»   домовые,  лешие,  русалки  и т.д.  помогают  современным   городским  подросткам  справиться  не только  с  собственными  проблемами,  но  и  с  криминалом.

      Тема  домового, как  домашнего  духа,  в  сегодняшней  подростковой  и  детской  литературе  самая  распространенная  Татьяна  Александрова «Домовёнок  Кузька»,  Валентина Никитина  «Домовой которого любили»(сборник  сказочных  повестей).  

    Это  книги   для  младшего  школьного  возраста,  они  имеют  подзаголовок  «сказочные  повести» -  Виталий Губарев «Королевство  Кривых  зеркал», Д. Крюс «Тим Талер  или проданный  смех», А. Погорельский  «Черная  курица  или  подземные  жители» и  многие  другие.     

     В  последние  годы,  от  обилия  информации,  возрастные  приоритеты  детей  значительно  изменились.  Если  5 – 10  лет  назад  А. Погорельского,  Виталия Губарева,  Т.Александрову, Владислава  Крапивина  читали  11 – 12 лет,  сегодня  эти авторы  интересны  детям  7 -8   лет,  а  10 -11  уже  читают   «Гарри  Поттера» ,  Сергея Лукьяненко  и  Артура  Конан Дойла.

       Неустроенность   жизни,  масса  негативной   информации  в  СМИ   вынуждает  подростков  уходить  в  миры  компьютерных   игр  или  в  лучшем  случае  книг  фэнтези.   Я,  как  библиотекарь,  считаю,  что  ограничивать   чтения  фэнтези  не стоит.  Лучше  библиотекарям,  учителям,  и  родителям  регулярно  знакомиться (читать)  популярные  у детей  книги…  Практически  все  авторы  названные  в этом  обзоре, безусловно  привлекут  подростков  к  более  глубокому  изучению  истории  и  литературы (проверено  на  личном  опыте)…

        Автор  данного  обзора  почти  все перечисленные   произведения   прочитал!!! 

 

 


Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению

Фрагмент книги: О. Маховская. Непослушный ребенок: перезагрузка. — М., Эксмо, 2012.

Почему дети иногда нас не слушаются? Мы же хотим как лучше, мы знаем, что и как надо делать! А может быть, не всегда? Может быть, иногда надо взглянуть на ситуацию глазами ребенка? Новая книга известного психолога Ольги Маховской поможет вам найти общий язык с сыном или дочерью даже в очень сложной ситуации и принять верное решение. Вы узнаете, как вести себя с ребенком, если он: не желает слушать и слышать, что вы ему говорите; не отрывается от компьютера или телевизора; ничем не интересуется, не хочет читать книги, помогать по дому, учиться...

«Неграмотный ребенок»: «Мой ребенок не любит читать. Как мотивировать ребенка читать?»

«Мой ребенок совершенно ничего не читает. Он вырастет неучем!», «Как заставить его взять книжку и думать головой?», «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать», «Я всегда читала детям, когда они были маленькими, но так и не приучила их к самостоятельному чтению», «Он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь».

приучить к чтению

Почему дети всего мира перестали читать?

1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.

2. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.

3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.

4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.

5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.

Ситуация 1. «Принудительная мотивация»

Папа шестилетнего Сережи принял решение, что в отличие от остальных детей, его сын будет образованным, начитанным человеком. Он вырос в неполной семье, и гордился, что сам получил образование, которое и помогло устоять ему и его супруге в трудные времена. Чтобы не упустить момент, в семье было заведено правило каждый вечер читать с ребенком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он складывал и читал простые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года Сережа мог читать новые слова, но под разными предлогами он стал увиливать от давно заведенной процедуры чтения. Среди книг на очереди были «Мифы Древней Греции», толстый том сказок Гофмана. И как раз в этот момент ребенок, который поражал всех своей осведомленностью, стал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними, думая о чем-то своем. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком — принудительным, все усложняющимся и все менее понятным ребенку чтением.

Комментарий:

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту — отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения, а члены семьи оцениваются по своим «рабочим» характеристикам.

Дети не знают также возрастных нормативов, и если взрослый настаивает на том, что в «твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру и вместе с этим признать, что он, возможно, «вырастет настоящим идиотом».

Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Нельзя растить ребенка в вынужденной изоляции, а принудительное развитие той или иной способности сужает круг общения ребенка. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.

Ситуация 2. «Чтение и компьютер»

Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но — чудо! — за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…

Комментарий.

Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение — это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения — буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус — ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение ( игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.

Ситуация 3. «Механическое чтение»

Петя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере и в пять лет он уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок Индиго, гениальное дитя. Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Пети приехала бабушка из провинции. По интеллигентской привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что Петя не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал, или не помнил ни одной книжки! «Как воскликнула бабушка, - разве ты не читал про Буратино?» Петя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту — читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По требованию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпизод, он не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не понимать, о чем? Это не чтение!» Бабушка оказалась права…

Комментарий.

Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение — хранить и передавать значимый опыт.

Причины, по которым дети не любят читать… то, что читали мы!

  • У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.
  • Дети слишком рано учатся читать -- раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
  • Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования — изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
  • Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
  • Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
  • Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
  • Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей — это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
  • Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше — существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
  • Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.

Приемы мотивации чтения у детей.

  • Первый прием чему-то научить ребенка — это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке.
  • Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.
  • Читайте вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему. Детская литература постоянно обновляется, и по-прежнему трудно следить за новинками. Заинтересованные мамы и даже некоторые папы сегодня легко обмениваются знаниями и рекомендациями через Сеть.
  • Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.
  • Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста — это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.
  • Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.
  • И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом: как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании.